After falling in replica handbags love with Beatrice,gucci replica handbag Pierre immediately worked hard. In 2009, after dropping out of college, he took over a hermes replica handbags construction company founded handbag replica by his father and became a replica handbags major shareholder. Later he became the vice president of the Monaco Yacht Club. Personally, it has reached 50 million US dollars.
Вера Петрова, 9 January 2020 Культура
Слышит голоса
Написать автору

В ушедшем году в Ульяновске побывал интересный человек, который выступил на прошедшем в нашем городе Молодежном писательском форуме. Павел Крючков является научным сотрудником Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине - филиале  Государственного литературного музея, а также ведет в журнале «Новый мир» раздел поэзии. Этот человек интересен тем, что собирает записи голосов поэтов и писателей. В его собрании есть и записи столетней давности, и современные. Много лет Павел Крючков возвращает литературную звукоархивистику, которая, казалось, уже была утрачена.

- Много лет назад в Москве на Новом Арбате был магазин «Мелодия», в котором на втором этаже продавались литературные пластинки. На них не актеры, а авторы читали свои стихи и прозу, - рассказал Павел Крючков. - В таком чтении сохраняются черты личности человека. Голос соврать не может, в нем видна личность. Последние 15 лет я представляю в разных точках мира эти образцы авторского чтения. Не только ушедших поэтов, но и ныне здравствующих. Не может какой-то поэт сегодня прилететь в ваш город, но может прилететь его голос. Когда не стало знаменитой ленинградской поэтессы Елены Шварц, я выпустил ее диск. Так же было и с Инной Лиснянской.

Голоса ушедших поэтов приходится искать в архивах. Очень помогают  сотрудники отдела звукозаписи Государственного литературного музея. Было выпущено 10 CD-дисков с голосами лучших современных поэтов: Александра Кушнера, Елены Шварц, Инны Лисянской, Светланы Кековой, Олега Чухонцева, Сергея Гандлевского, Виктора Кулэ, Юрия Кублановского и Анатолия Наймана.

Еще одна важная роль звукоархивистики – это как бы авторский черновик. Собиратель коллекции голосов обратил внимание, что, например, авторские чтения Блока – это еще один черновик. Так, в процессе записи знаменитого стихотворения «В ресторане» поэт заменил некоторые слова. И это сохранилось только на пластинке. Стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя Родина», написанное в 1963 году, долгое время печаталось в варианте, прошедшем цензуру. Только благодаря аудиозаписи удалось восстановить первоначальный текст произведения. В изданиях стихотворения «Тихая моя Родина» - в четверостишии:

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

- забор называется «новым», а между тем в записях чтения Рубцова звучит слово «старый». Тогда, видимо, цензоры посчитали, что авторский акцент не соответствует концепции советского образования.

Пришедшие на встречу смогли услышать записи голоса Анны Ахматовой. Сначала прозвучала сделанная тогда, когда поэтесса была молодой девушкой, а потом другая - сделанная 70-летней поэтессой, где она говорит уже полубасом.  Но спустя годы интонации и акценты полностью совпадают. 

Павел Крючков рассказал, что очень долго искал голос Михаила Зощенко, уже думал, что такой записи вообще не сохранилось. Однако, к счастью, нашел. Он продемонстрировал ее слушателям. Зощенко читал свой рассказ, который никто из присутствовавших до того не слышал. Когда на половине запись была остановлена, аудитория запротестовала и потребовала дать запись до конца. Автор читал смешной текст совершенно бесстрастным голосом, это придавало особую прелесть.

Прозвучали голоса еще нескольких литераторов, в том числе голос Корнея Чуковского, но его-то старшее поколение помнит, когда-то он часто звучал по радио.  

«В голосе поэта, прозаика содержится значительная часть таинственного кода, своеобразного ключа к его искусству. Когда мы слушаем голос, включается воображение, и происходит «достраивание» личности», -  утверждает специалист по звуковой архивистике. Он подготовил несколько программ с записями голосов известных литераторов и выступает с ними в разных городах. 

 Что включает в себя звукоархивистика? Это собирание, сохранение, реставрация аудиодокументов. В случае Павла  - исключительно литературных аудиодокументов. То есть звучащих автографов. Это еще более узкое дело. Существует актерское чтение, к которому он относится с большим уважением и любовью. И у него есть масса записей актеров, интересно читающих стихи. Но занимается он другим - делает записи авторского чтения. 

Сейчас есть хорошая звукозаписывающая техника, а в конце XIX чудом был фонограф. Фонозапись - даже не голос, а тень тени голоса человека. Но слушатель улавливает его, различает слова и понимает, что время не властно над нами. Первым свой голос записал на фонограф русский поэт Яков Полонский, вторым - Лев Толстой. Эдисон сам привозил ему валики и фонограф. Чтобы сохранить голоса писателей для последующих поколений, в 1918 году был создан в Петрограде Институт живого слова. Лингвист, родоначальник российской аудиоархивистики Сергей Берштейн записывал голоса поэтов с целью постижения студентами теории декламации.

Если записи, сделанные на фонографе, часто прослушивались, они стирались. Например, в Институте живого слова летом 1920 года записывали Александра Блока. Студенты так часто слушали эту запись, что когда через двадцать лет специальная комиссия проверила валики, то увидела, что они стерты до зеркальности. Остается загадкой, как собиратель и исследователь голосов писателей Лев Шилов ухитрился в 50-е годы восстановить с этих отполированных валиков голос Блока и сделать запись, которая потом неоднократно издавалась.

Павлу нравятся слова Осипа Мандельштама: «Поэт пишет голосом». Настоящие стихи рождаются из звука. 

Павел Крючков не считает себя коллекционером. Его задача -  сохранение памяти о поэтическом чтении, о конкретном писателе. А его собрание — подспорье в просветительской работе знакомства публики со звукоархивистикой. 

Написать автору

Отправить сообщение